Календарь статей
«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Архив статей
Июль 2017 (4)
Июнь 2017 (8)
Май 2017 (9)
Апрель 2017 (6)
Март 2017 (2)
Февраль 2017 (9)


Яндекс.Метрика

Лущение почвы

Лущение предшествует вспашке. Эту операцию проводят для сохранения и накопления воды, уничтожения сорняков, провоцирования к прорастанию семян сорных растений, улучшения качества глубокой обработки почвы.
В зависимости от засоренности поля и предшественника лущат поле дисковыми или лемешными лущильниками, а также дисковыми боронами. Растительные остатки грубостебельных культур обрабатывают дисковыми боронами в несколько следов. При средней и сильной засоренности поля корнеотпрысковыми и многолетними сорняками для их подавления используют дисковые и лемешные лущильники.

Агротехнические требования

Лущение почвы одновременно или вслед за уборкой, но не позднее чем через 2—3 дня после уборки; отклонение средней глубины обработки от заданной не более 2 см; сорные растения должны быть подрезаны полностью; верхний слой взлущенного поля должен быть мелкокомковатым, а поверхность поля слитной и ровной; перекрытие смежных проходов должно составлять 15—20 см, огрехи не допускаются.
Комплектование агрегатов

Тип и марку орудия для лущения почвы выбирают с учетом предшественника, состояния почвы, засоренности поля, его размеров и конфигурации.
Составы агрегатов для лущения почвы приведены в таблице 2.
Лущение почвы

Подготовка агрегатов к работе

Дисковые лущильники. Для работы с дисковыми лущильниками механизм навески тракторов переводится в нерабочее (верхнее) положение. В вилках бугелей закрепляют прицепную скобу.
К подготовленному лущильнику присоединяют трактор, затем соединяют их гидросистему и проверяют ее работу.
Проверяют техническое состояние лущильника: комплектность, надежность соединения узлов и деталей, зазор между чистиками и дисками (не более 2 мм), давление в шинах опорных колес (0,25 МПа).
Дисковые бороны. Для работы с бороной БДТ-7 механизм навески тракторов Т-150, Т-150К устанавливают по трехточечной схеме. Раскосы механизма закрепляют навески жестко. В шарнирные втулки продольных тяг устанавливают специальную скобу (входит в комплект трактора). Длину ограничительных цепей регулируют так, чтобы перемещение задних концов продольных тяг не превышало 20—30 мм.
Для работы с навесной бороной БДН-3 продольные тяги трактора удлиняют прилагаемыми к трактору удлинителями. Затем соединяют раскосы с продольными тягами через продолговатые отверстия.
Для работы с бороной БД-10 прицепное устройство трактора готовят по схеме работы с дисковыми лущильниками.
Соединяют гидросистему трактора и бороны и проверяют их совместную работу.
Проверяют техническое состояние бороны: комплектность, надежность соединения узлов и деталей, зазор между дисками батарей и чистиками (2—4 мм), давление в шинах опорных колес борон БДТ-7, БД-10 устанавливают в пределах 0,17—0,2 МПа.
Лемешный лущильник ППЛ-10-25. Подготовку трактора для работы с лемешным лущильником осуществляют так же, как и с дисковыми лущильниками ЛДГ-10, ЛДГ-15.
Подготовленный лущильник соединяют с трактором. Соединяют их гидросистему, проверяют ее работу.
Проверяют техническое состояние лущильника: выступление отвала над лемехом не допускается, лезвие лемеха должно быть острым (толщина лезвия по всей длине лемеха не более 1 мм), головки болтов на рабочих поверхностях корпусов нужно, чтобы были заподлицо с плоскостью лемехов и отвалов, стойки корпусов не должны иметь деформации.
На регулировочной площадке с помощью полевого колеса устанавливают раму лущильника в горизонтальное положение. При этом носки лемеха располагают на одной линии (отклонение не более 5 мм), а лезвия лемехов должны опираться на площадку по всей длине. Зазор между поверхностью площадки и пяткой лемехов допускается не более 10 мм.
С помощью опорного колеса устанавливают глубину обработки. Для этого под колесо подкладывают бруски, толщина которых на 20—40 мм меньше заданной глубины обработки. На винтовом механизме делают отметку установленной глубины обработки.
Регулируют раскос (штангу) задней секции лущильника так, чтобы пружина была сжата на половину своей первоначальной длины, а свободный ход штока в штанге составлял 80 мм. Давление в шинах ходовых колес — 0,25 МПа.
Подготовка поля

Перед началом лущения почвы поля очищают от растительных остатков. При обработке почвы лемешными лущильниками и культиваторами-плоскорезами поле разбивают на загонки с учетом длины гонов (табл. 3). При работе в поле нескольких дисковых лущильников или борон его разбивают на делянки, и агрегаты должны закончить обработку одновременно.
Лущение почвы

Отбивают поворотные полосы. Ширина поворотной полосы должна быть кратной захвату агрегата: 21 м — для ППЛ-10-25; 35 м — ЛДГ-10; 42 м — ЛДГ-15; 60 м — ЛДГ-20; 38 м — БД-10; 26 м — БДТ-7; 11 м — БДН-3.
Работа агрегата в поле

Агрегат переводят в рабочее положение. Для дисковых лущильников устанавливают угол атаки в пределах 30—35°, дисковых борон — 18—21°.
При первом проходе через 20—30 м останавливают агрегат, осматривают обработанный участок поля. Проверяют глубину и равномерность глубины хода каждой батареи дисковых лущильников. Равномерность глубины хода батарей регулируют перемещением рамки понизителя. Увеличение общей глубины обработки дисковых лущильников достигается сжатием пружин, а у борон — поднятием колес. У бороны БДН-3 глубину обработки регулируют добавлением или уменьшением балластного груза.
Устойчивость дисковых лущильников по глубине хода зависит от скорости агрегата — с ее увеличением глубина обработки уменьшается. Скорость движения агрегатов с дисковыми лущильниками не должна превышать 10—12 км/ч.
Равномерность и глубину обработки почвы лемешными лущильниками регулируют винтовыми механизмами колес. Если задняя секция лущильника выглубляется, го пружину раскоса сжимают. Сжатие пружины уменьшают, если обод заднего опорного колеса оставляет глубокую колею. При отрыве заднего опорного колеса от поверхности почвы раскос задней секции удлиняют.
Основной способ движения агрегатов с дисковыми рабочими органами — челночный, но могут применяться диагональный и диагонально-перекрестный. Перекрытие между смежными проходами — не менее 15 см.
Для лемешных лущильников основной способ движения — петлевой с чередованием «всвал» и «вразвал».
Во время работы следят, чтобы рабочие органы не забивались почвой и растительными остатками, периодически контролируют качество обработки.
Контроль и оценка качества лущения почвы

Качество работы агрегатов на лущении почвы определяют по показателям, приведенным в таблице 4.
Качество лущения оценивают по балльной системе в соответствии с таблицей 5.
Работу бракуют в случае: отклонения от заданной глубины обработки более 2 см; наличия огрехов общей площадью 10—20 м2 на площади, равной сменной выработке агрегата.
Лущение почвы
Лущение почвы