К биохимическим процессам, совершающимся в зерне и приводящим к расходованию ранее накопленных органических веществ, относится прежде всего дыхание. Для отдельных фаз развития зерна характерна разная интенсивность дыхания и, следовательно, неодинаковое уменьшение сухой массы (углеводов).
Интенсивность дыхания зерновки в целом зависит от степени формирования зародыша. По мере его формирования интенсивность дыхания зерна неизменно падает.
Особенность дыхательных процессов на разных этапах эмбриогенеза заключается в том, что они качественно различны, и окислительно-восстановительные реакции в зерновке, продуцирующие энергию, необходимую для этих процессов, катализируются не одной, а несколькими ферментными системами. Эта особенность вызывает разную потребность в сухом веществе в периоды формирования эндосперма, развития зародыша и отложения запасных веществ. Потери сухих веществ имеют особое значение в период, предшествующий уборке. Так, в фазе молочной спелости колосья пшеницы теряют около 1 мг, а в фазе восковой спелости — 0,6 мг на 1 г сухой массы в 1 ч.
На последних этапах созревания и по достижении полной спелости дыхание зерна может вновь усилиться под влиянием внешних воздействий, прежде всего влажности и температуры.
Влажность зерна у растений на корню не остается постоянной. Она меняется в течение суток с определенной закономерностью. В стадии восковой и полной спелости влажность зерна в колосе достигает максимума рано утром, затем уменьшается. Минимум содержания влаги приходится на период между 13 и 17 ч, затем влажность увеличивается.
Повышение влажности зерна пшеницы с 14,5 до 15,5% увеличивает интенсивность дыхания вдвое. Более высокое содержание влаги усиливает процесс дыхания во много раз. В том же направлении действует и температура зерна. На потерю сухого вещества зерна, находящегося в колосе, влияет также дыхание неотмерших частей растений. Видимое уменьшение сухой массы зерна в результате дыхания сказывается только на завершающих этапах созревания, когда баланс накопления и расходования сухих веществ в зерне резко нарушается в связи с затуханием и, наконец, полным прекращением притока веществ в созревающее зерно.
Интенсивность дыхания зерновки в целом зависит от степени формирования зародыша. По мере его формирования интенсивность дыхания зерна неизменно падает.
Особенность дыхательных процессов на разных этапах эмбриогенеза заключается в том, что они качественно различны, и окислительно-восстановительные реакции в зерновке, продуцирующие энергию, необходимую для этих процессов, катализируются не одной, а несколькими ферментными системами. Эта особенность вызывает разную потребность в сухом веществе в периоды формирования эндосперма, развития зародыша и отложения запасных веществ. Потери сухих веществ имеют особое значение в период, предшествующий уборке. Так, в фазе молочной спелости колосья пшеницы теряют около 1 мг, а в фазе восковой спелости — 0,6 мг на 1 г сухой массы в 1 ч.
На последних этапах созревания и по достижении полной спелости дыхание зерна может вновь усилиться под влиянием внешних воздействий, прежде всего влажности и температуры.
Влажность зерна у растений на корню не остается постоянной. Она меняется в течение суток с определенной закономерностью. В стадии восковой и полной спелости влажность зерна в колосе достигает максимума рано утром, затем уменьшается. Минимум содержания влаги приходится на период между 13 и 17 ч, затем влажность увеличивается.
Повышение влажности зерна пшеницы с 14,5 до 15,5% увеличивает интенсивность дыхания вдвое. Более высокое содержание влаги усиливает процесс дыхания во много раз. В том же направлении действует и температура зерна. На потерю сухого вещества зерна, находящегося в колосе, влияет также дыхание неотмерших частей растений. Видимое уменьшение сухой массы зерна в результате дыхания сказывается только на завершающих этапах созревания, когда баланс накопления и расходования сухих веществ в зерне резко нарушается в связи с затуханием и, наконец, полным прекращением притока веществ в созревающее зерно.