Ядро риса шлифуют в машинах РС-125 с коническим абразивным барабаном и ситовой обечайкой и в машинах А1-БШМ-2,5 с цилиндрическим барабаном и ситовой обечайкой. Для шлифования дробленой крупы (перловой, пшеничной и др.) применяют шелушильно-шлифовальные машины А1-3ШН-3.
Для шлифования ядра проса можно применять вальцедековые станки, но их эффективность сравнительно низка. Для шлифования пшена изготовлена винто-прессовая машина У1-БШП. В этой машине при обработке продукт шнеком нагнетают в нижнюю часть вертикального цилиндра. Шлифование происходит в результате интенсивного трения ядер друг о друга и о рабочие органы машины. В машине продукт обрабатывается более равномерно и меньше дробится.
Степень шлифования крупы не имеет каких-либо объективных показателей. В практических условиях ее определяют, сравнивая крупу с эталонами. Объективно степень шлифования можно оценить количеством выделенной мучки, изменением цвета крупы (например рисовой), изменением содержания различных химических веществ (зольностью, содержанием фосфора, железа и т.д.).
В результате шлифования изменяется химический состав крупы, снижается содержание белка, жира, минеральных веществ, витаминов, клетчатки, повышается содержание крахмала (табл. ХХII-1).
Полирование крупы. Основная цель операции — улучшение товарного вида крупы, так как при шлифовании некоторых видов крупы (рисовой, гороха) на поверхности ядра могут оставаться царапины, мучка, которая не удаляется при просеивании и провеивании. Для придания крупе гладкой поверхности ее обрабатывают либо в специальных полировальных машинах, либо в шлифовальных, рабочие органы которых выполнены из абразивного мелкозернистого материала.
При полировании поверхностные слои ядра удаляются меньше, чем при шлифовании, поэтому химический состав крупы после полирования изменяется незначительно.
Если не применяют специальных полировальных машин, деление на процессы шлифования и полирования чисто условное, и четко разграничить их практически невозможно. Например, схема производства перловой крупы включает три системы шлифования и три полирования в шелушильно-шлифовальных машинах А1-ЗШН-З.
Крупность абразивного материала, из которого выполнены диски машины, постепенно уменьшаются от первой шлифовальной к третьей полировальной системе.
Для шлифования ядра проса можно применять вальцедековые станки, но их эффективность сравнительно низка. Для шлифования пшена изготовлена винто-прессовая машина У1-БШП. В этой машине при обработке продукт шнеком нагнетают в нижнюю часть вертикального цилиндра. Шлифование происходит в результате интенсивного трения ядер друг о друга и о рабочие органы машины. В машине продукт обрабатывается более равномерно и меньше дробится.
Степень шлифования крупы не имеет каких-либо объективных показателей. В практических условиях ее определяют, сравнивая крупу с эталонами. Объективно степень шлифования можно оценить количеством выделенной мучки, изменением цвета крупы (например рисовой), изменением содержания различных химических веществ (зольностью, содержанием фосфора, железа и т.д.).
В результате шлифования изменяется химический состав крупы, снижается содержание белка, жира, минеральных веществ, витаминов, клетчатки, повышается содержание крахмала (табл. ХХII-1).
Полирование крупы. Основная цель операции — улучшение товарного вида крупы, так как при шлифовании некоторых видов крупы (рисовой, гороха) на поверхности ядра могут оставаться царапины, мучка, которая не удаляется при просеивании и провеивании. Для придания крупе гладкой поверхности ее обрабатывают либо в специальных полировальных машинах, либо в шлифовальных, рабочие органы которых выполнены из абразивного мелкозернистого материала.
При полировании поверхностные слои ядра удаляются меньше, чем при шлифовании, поэтому химический состав крупы после полирования изменяется незначительно.
Если не применяют специальных полировальных машин, деление на процессы шлифования и полирования чисто условное, и четко разграничить их практически невозможно. Например, схема производства перловой крупы включает три системы шлифования и три полирования в шелушильно-шлифовальных машинах А1-ЗШН-З.
Крупность абразивного материала, из которого выполнены диски машины, постепенно уменьшаются от первой шлифовальной к третьей полировальной системе.